Как-то раз, во время покатушек на Эльбрусе возникла идея поехать кататься в Узбекистан. Была масса отрывочных сведений о месте под названием Бельдерсай — супер-снег, мало народу, недорого. В результате недолгих раздумий мы вместе с нашими лапландскими друзьями Илккой и Туей купили билеты до Ташкента.
Купить билеты в Ташкент оказалось значительно проще, чем найти жилье на месте предполагаемой дислокации и катания за адекватные деньги, всё, что попадалось в интернете вроде «коттедж на четверых за 60$/день» при попытке забронировать оказалось в два раза дороже. Больше всего приколол вариант «строительный вагончик на 6 человек с 2-ярусными нарами за 300$ в день», правда, обещали бесплатную еду и подъёмник. Учитывая размер средней зарплаты в Узбекистане, это звучало чудовищно. Поиски в интернете ничего не дали, все, кто катал в Бельдере по разным причинам не сохранили контактов со своими домовладельцами, и мы решили рулить все на месте, что было не очень-то удобно в связи с прилётом в 4 утра… Нам повезло через пару месяцев активных поисков жилья — с помощью сарафанного радио нашлась знакомая знакомых знакомых, когда-то жившая в Узбекистане, муж которой работал спасателем в Чимгане, и он нам дал телефон своего друга Рустама, который собирался поехать кататься в Узбекистан сразу после НГ. Непростая схема, но сработало! Рустам очень ответственно подошёл к просьбе найти жильё (респект ему за это огромный!) и нашёл коннект хозяина нескольких коттеджей в Чимгане — 50$ в день за коттедж из двух комнат и кухни.
Прилетели в Ташкент поздно вечером, нам было достаточно поставить штамп в паспорт, а вот наши финские друзья были вынуждены потратить кучу времени на оформление виз. Мы тем временем развлекались заполнением подробной таможенной декларации, куда необходимо было внести всю электронику, фототехнику и т.д. с серийными номерами, иначе могли изъять. Наш местный товарищ Ильхам весь извёлся, ожидая нас на автостоянке аэропорта с огромным целофановым пакетом местных денег, ибо кроме как таким образом их было невозможно нигде поменять в ночи, да и днём найти нормальный курс обмена было бы не так просто.
Так что к моменту попадания в горы денег у нас было оочень много в плане занимаемого ими объёма, ибо купюр номиналом больше 1000 сум не бывает. Менялись мы с приятелем тоже забавным образом — выдали ему конвертик с $$$, а взамен получили кучу в пакете, пересчитывать которую никто конечно не собирался ни в момент получения, ни после.
Готовимся к ночной жизни
Единственный минус — до Бельдерсая приходилось ездить на такси.
Утром после приезда обнаружились магазины — целых два,
и несколько кафе, преимущественно с шашлыками и… с шашлыками. Ещё в Москве над нами (вегетарианцами) смеялись побывавшие в Узбекистане, мол будете есть чай и хлеб.
Однако у нас была своя кухня и можно было готовить дома, плюс в Чимгане есть небольшой рыночек. Примерно на третий день во всех посещаемых нами кафе с радостью готовили для нас салаты, гречку и вообще всё, что мы просили.
Развлечения также присутствовали, например, вроде катания на лошадях
и раздолбанных китайских квадроциклах,
а также пакетах от удобрений с горы Чимган (фото отсутствует), ну и почти night life в виде бара «Шоколадка».
Вход в тайный ночной клуб «Шоколадка», оказавшийся вполне себе ничего таким кафе в духе 80-х со светомузыкой, жульенами и глинтвейном. Был даже горячий шоколад!
В первый день после прилёта мы решили поовощиться дома, погулять в Чимгане. А наши финские друзья Илкка и Туйя сразу ломанулись на лыжах за коттедж вверх по горе. Приехали через несколько часов с довольными рожами и со словами «A lot of snow here!»
Назавтра было воскресенье, из Ташкента на денёк катнуть приехал наш местный товарищ Ильхам (и привёз нам кучу человеческой еды, за что ему отдельное спасибо!), и мы отправились на Бельдерсай.
Народу по местным меркам было очень много — человек 70 на всей горе, работали обе очереди подъёмника. Снега тоже было очень много, он выпал дня за два до нашего прилёта. Ну что тут сказать? Действительно, снег в Бельдерсае особенный. Перепадов особых не было, днём и ночью примерно одинаковая температура, поэтому всё время гоняли по пухлому снегу. За 11 дней снег шел раз 8, один раз сутки подряд!
Валит!
Несмотря на почти нулевую видимость катали целый день, этакий фрирайд вдоль подъёмника, снега по пояс!
Снега много!
Периодически подсыпало по ночам, а однажды, как только мы приехали на гору, наползла чёрная туча и пошёл очень странный снег, такого я нигде не видел.
Наверно, это дождь замерзал на лету, снег был сухой и легкий, похожий на пенопластовые шарики, и это был едиственный раз, когда я видел зимой грозу — молния шарахнула в громоотвод на метеостанции, которая находится на верхушке горы Кумбель. Несмотря на сильный снег, тумана не было, и мы с Илккой поперлись за метеостанцию, чтобы скатиться вбок от трассы, в результате нас чуть не шарахнула вторая молния. Илкку немного потрясло статическим электричеством — у него слишком много железок в лыжных креплениях для телемарка, и он подпрыгивая укатился вниз. А я, пока одевал доску, всё время слушал жужжание и скрип в воздухе прямо над головой, в результате уехал с полузастёгнутыми креплениями. Зато по пенопластовому снегу скольжение было просто фантастическое! Когда гроза ушла, стало видно радугу вокруг солнца — второй раз за неделю! Первый раз был в первый день катания, две круглых радуги вокруг солнца!
Радуга номер один
Номер два
И номер три
Пухлячок
Горка в Бельдерсае не очень большая, но на неделю-две вполне достаточно. И виды открываются фантастические!
Можно уходить достаточно далеко в стороны, но без снегоступов это вряд ли получится, снега по пояс и выше. Туйя и Илкка вообще не катали по трассе, лыжи телемарк с камусом позволяют забираться на достаточно крутой склон. К слову сказать, снегоступы мы купили сразу после возвращения в Москву, так, на всякий случай.
Туйя, гид Гали и Илкка
Ушли в сторону
В один из дней Илка и Туйа совершили восхождение на гору Чимган, спустились немного на обратную сторону, снова залезли на гребень и съехали в посёлок. Этот поход занял у них примерно 12 часов, припёрлись затемно и рассказали, что видели вертолёт, который высадил любителей хели-ски на 200-300 метров ниже того места, куда они забрались на лыжах.
Всё время, кроме выходных дней на горе было человек 10-20 катающихся, и иногда наезжали пешие туристы из Ташкента, за которыми очень пристально следила начальница местной канатной дороги, их обыскивали на посадке в кресла, изымая всё спиртное. Периодически во время подъёма вверх можно было почувствовать себя в пионерском лагере, только вместо строгих «За буйки не заплывать» из динамиков, развешанных вдоль канатки доносилось нечто вроде «На пятом кресле, прекратите раскачиваться. Уберите водку, я всё вижу, сейчас обратно поедете».
Пару раз был замечен парапланерист
Местные сноубордисты из Ташкента прыгают
Вообще, особенно по контрасту с Эльбрусом, ситуация шоколадная — очередей на подъёмник просто не было! Канатную дорогу включают при наличии 10 человек. Иногда приходилось ждать их наличия в кафе у подножия горы, куда за нами приходила серьёзная начальница канатки, и сообщала: «Ребятки, идите наверх, я вам всё включила, катайтесь на здоровье!». При посадке на кресло канатчики желают приятного спуска, хамство отсутствует в принципе! На третий день все присутствующие на горе начинают здороваться. Однажды за мной погнался парень, принимавший деньги на верхней очереди подъёмника, и как выяснилось после недолгой погони — за меня кто-то из наших заплатил лишнее за подъём, и он ждал нас чтобы вернуть разницу. Вообще, Бельдерсай и Чимган поразили доброжелательностью живущих здесь людей. Сказывается мягкий климат и восточное гостеприимство, а может быть и близость к Индии.
В заключительный катальный день мы успели пару раз спуститься вне трассы, первый раз долго выходили вдоль речки, второй заезд пришлось сократить — темнело.
Скорость 60км в час по GPS
Наши следы на гребне
Приехали в кулуар, пришлось поскрестись немного
Пониже почти весна
Перешли речку и выползли на трассу
Снегу было очень много, правда местные сказали, что этот год неснежный нифига!
Интересно, что бывает в снежный?
После 10 дней катания решили заехать в Самарканд на денёк, достопримечательности и всё такое. Нащи финские друзья очень хотели пощупать древние камни и т.д., ну вы понимаете. Поскольку ехали через Ташкент, и там была прекрасная погода — плюс 15, солнце, залезли на телебашню, ну и после гор автоматически хотелось забраться куда-нибудь. Оттуда тоже было видно горы, ну и весь Ташкент.
По дороге в Ташкент были замечены тысячи тренирующихся велосипедистов, а также множество солдатиков, вручную собирающих мусор и камни на обочинах.
Сзади прекрасные горы.
После приезда в Ташкент, а вернее Тошкент, как его называют здесь, мы плотно пообедали и полезли в экскурсию на телебашню, весьма высокую кстати.
Билеты туда были довольно дорогие для узбекистанских обычных расценок, а лично мне поход на телебашню влетел вообще в копеечку, ибо на полном личном досмотре при входе я грохнул на мраморный пол самый дорогой из имеющихся у меня фотообъективов.
Зато около лифта к нам подошёл загадочного вида человек в кожанной куртке и заговорщицким тоном предложил оказаться на самой высокой точке, куда можно подняться, правда, за некоторое количество (совсем небольшое по московским меркам) дензнаков. Мол, местным он бы не предложил, а вот хорошим людям вроде нас не вопрос. Боялся шухера значит, коммерсант-патриот. На техническом лифте мы и правда заехали на самый верх, значительно выше общей смотровой площадки в ресторане а-ля Останкинская телебашня. Вид неплохой, решили съездить на рынок конечно, который было заметно по странным космического дизайна постройкам в духе «Через тернии к звёздам».
С этой стороны Ташкент окружают горы.
Я как всегда за кадром. Самая верхняя точка ташкентской телебашни, доступная на служебном лифте, а дальше только ползком по лесенке.
В фойе башни обнаружилась вот такая психоделическая мозаика, и огромные макеты всяких высотных сооружений. Вообще в Узбекистане попадалось много психоделики эпохи соцреализма.
Далее последовала экскурсия на главную местную достопримечательность — Тошкентский рынок!
На подходе держат оборону продавцы лепёшек, нагоняя друг друга с детскими колясками, где вместо люльки впихнуто корыто или ящик.
Лепёшки в детских колясках — местное ноу-хау.
Это некий целебный сахар, хотя похож на жёлтый снег.
Без лепёшек не жизнь!
Наверно, написано нечто вроде «не оставляйте магнитофоны в машинах».
Космического предназначения сооружения?
Купили осеннюю дыню, притащили её в Самарканд, но не успели слопать — забродила.
Будешь много колбаски кушать и станешь такой же, как дядя на рекламе.
На закате отправились куда глаза глядят, впихнувшись вшестером в огромный старинный BMW нашего ташкентского друга, и приехали к довольно уютной площади среди огромных одинаковых мечетей, где наши финские друганы стали учить местную малолетнюю шпану запускать воздушного змея:
Неясно, что было интереснее — изъятый иностранцами змей или фотоаппарат, куда можно насыпать песку и ткнуть в объектив жирным пальцем?
В Самарканд мы отправились на неожиданно комфортном сидячем поезде, похожем внутри на самолёт, с сонными проводниками, которые развозили чай и кофе на тележках, однако не давали ничего съестного. Прямо над нами висел огромный телевизор, в котором орал на полную громкость дичайшего содержания русский сериал про ВДВ и моджахедов в якобы чеченских лесах. Я даже в страшном сне не мог такого представить, содержание было просто чудовищным, к тому же с помощью повышенной громкости проводники пытались компенсировать отвратительное качество видеозаписи, которая плыла и дёргалась почти чёрно-белой картинкой, как в старом советском телике на даче, когда за неимением антенны в разъём втыкают кусок алюминиевой проволоки. В роли спасителя мира выступал почивший ныне Владимир Турчинский, и выглядел вполне живенько, прыгал с автоматом и разносил на куски башни своим бородатым врагам.
Наблюдать данное действо было интересно только нашим финикам Илке и Туйе, которые ни черта не понимали, попутчики-узбеки спали мёртвым сном, потом Туйа тоже вырубилась под вопли и пулемётные очереди, а у нас всех дико разболелась голова от такого аудиоряда. Насилу разбудив спящих в своём купе (обычном кстати, вполне как в нормальном советском поезде) проводников я с трудом уговорил их сделать потише этот адский трэш в телике. Они хлопали сонными глазами и говорили — «хороший же фильм, смотри, к концу как раз в Самарканд приедем».
В Самарканде мы с помощью таксиста легко нашли заранее забронированный хостел в самом историческом центре, оказалось, что русские туристы тут в диковину, местные детишки с наглыми лицами клянчат деньги на английском. На мой вопрос на русском — сделали ли они уроки дети не смогли сразу ничего ответить. В хостеле, судя по записям в огромном скетч-буке, валявшемся во внутреннем дворике-ресторане основные постояльцы тут — японцы и корейцы, в основном велосипедисты, путешествующие по маршруту Бухара-Фергана-Хива-Самарканд и далее по остаткам шёлкового пути.
В целом мне не попалось ничего впечатляющего в Самарканде, старые мечети, ну ок. Из-за того, что половина населения продавала лепёшки с рук, прилавков и детских колясок, переоборудованных для перевозки этих самых лепёшек, а вторая половина их тщательно выбирала и покупала, создалось впечатление что если лепёшек вдруг по какой-то причине не станет — Самарканд аннигилируется в ту же секунду.
Было тепло, но шёл дождь, поэтому не очень хотелось таскаться по улицам, сходили на рынок и немного по старому центру.
Посещение аптеки в поисках аспирина закончилось покупкой оного раз в пять дороже реальной стоимости как потом выяснилось в Ташкенте. Русский — значит богатый, вот что тут думают. Также под видом самсы с картошкой была куплена самса с требухой, но финские друзья спасли меня от неё, за что поплатились бессонной ночью, целиком состоявшей из походов в туалет. Половина зданий в Самарканде была в довольно ветхом состоянии, машины — Жигули и Дэу, по ощущениям здесь время застряло в 70-х.
Наверно, это площадь Регистан
А это конечно вход в рынок.
Вобщем, только рынок был вполне себе гут, удивили огромные ряды одинаковых товаров: сто метров одних только помидоров, триста метров лепёшек (куда ж без них), три ряда редиски, двадцать пять прилавков одинаковых огурцов, восемь рядов тюбетеек по одинаковой цене…
Надо полагать, магазин хлеб был закрыт профсоюзом лепёшечников, на всякий случай.
Пора уезжать из Самарканда, завтра самолёт, и мы стартуем на ночном поезде, на этот раз он вполне обычный купейный, удивило нашествие местных барышень с круглыми сумками, как для пулемётных дисков. Внутри конечно же были… лепёшки, которые сразу же принялись продавать пассажирам, предварительно натерев их до блеска растворимым кофе.
Процесс натирки приходилось снимать аккуратно, дабы не распугать команду лепёшичников.
Возвращение обратно не запомнилось ничем примечательным, кроме разве лёгкого скандала в аэропорту в камере хранения, где мы на пару дней бросили наши лыжи-доски. Полностью проигнорировав выданную двумя днями раньше квитацию с указанной суммой, с нас попытались вместо $30 содрать не то $300, не то $400. До драки правда не дошло, и поняв, что мы слишком трудные клиенты, нам выдали всё барахло за ещё меньшие деньги, чем было написано в квитанции.
По всей территории аэропортовской автостоянки носились стаями билетные спекулянты, пытавшиеся впарить билет на самолёт, при том что в кассах их было пруд пруди.
Пора домой.